“Самую большую и самую искреннюю часть наших молитв составляют жалобы”

“То, что никто не жалуется, ещё не говорит о хорошем качестве парашютов”

ЖАЛОБЫ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 

Ученики, студенты, их родители, воспитанники дошкольных учреждений время от времени сталкиваются с необходимостью защиты своих прав и интересов, путем обращения с жалобой (заявлением) в органы контроля (надзора) и правоохранительные органы.

Стоит отметить, что зачастую родители учеников и воспитанников учреждений, стараются не жаловаться, а разрешать свои проблемы самостоятельно, дабы не вызывать злость по отношению к своим детям впоследствии. Однако, порой действия или бездействие учителей, воспитателей, руководителей образовательных учреждений ставят в положение, единственным выходом из которого является обращение (жалоба) в правоохранительные или контролирующие органы.

Правильный и грамотный подход к написанию и подаче таких жалоб является во многих случаях эффективным способом решения проблем.

При необходимости обращения с жалобой в сфере образования необходимо в первую очередь, определиться с органами (должностным лицом), в которые нужно ее подавать.  Определиться с этим следует исходя из правового статуса образовательного учреждения, на которое подается жалоба или где работает лицо, на которое она подается.

Жалоба (заявление) на дошкольное образовательное учреждение (детский сад, ясли) и его работников может подаваться:

 К руководителю учреждения (заведующему, директору) следует обращаться только в случае, нарушения прав ребенка работником (или работниками) этого учреждения. На само учреждение писать жалобу нецелесообразно.

Обычно учредителями дошкольных образовательных учреждений (детских садов, яслей) являются администрации городов и муниципальных районов или подразделения этих администраций (отделы образования). Учредителю дошкольного образовательного учреждения можно направлять жалобы (обращения) во всех случаях несоблюдения прав этим учреждением. Однако, следует иметь ввиду, что некоторые нарушения, допускаемые детскими садами в определенной степени провоцируются самими же учредителями. Так, различного рода сборы денег на ремонты, покупку мебели, игрушек и пр., чаще всего поощряются учредителем, поскольку это является способом экономии средств, которые необходимо тратить на детский сад. В этом случае направлять жалобу в администрацию (или отдел образования) нецелесообразно.

Направить руководителю дошкольного учреждения или учредителю обращение несложно это делается по общим правилам подачи жалоб (заявлений) подробно рассмотренных в разделе ПРАВИЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ЖАЛОБАМИ И ЗАЯВЛЕНИЯМИ.

В прокуратуру можно обращаться по любым фактам, связанным с нарушениями прав детей в дошкольных образовательных учреждениях. В отличие от иных вопросов, защита прав несовершеннолетних находится на особом контроле органов прокуратуры и поэтому жалобы, связанные с этим рассматриваются напрямую без предварительного перенаправления в какие либо контролирующие органы. Порядок обращения в органы прокуратуры подробно рассмотрен в РАЗДЕЛЕ:  ЖАЛОБА ПРОКУРОРУ.

По всем вопросам, связанным с нарушением прав детей, в том числе в детских садах можно обращаться к уполномоченному по правам ребенка. Данное должностное лицо осуществляет свои полномочия на территории соответствующего субъекта РФ, а также его представители могут работать на определенных территориях субъекта(в муниципальных районах, городах и т.д.). Деятельность уполномоченных по правам ребенка широко освещается в средствах массовой информации, однако, необходимо иметь в виду, что данное лицо с юридической точки зрения практически не обладает самостоятельными возможностями   по устранению нарушений и решению проблем. Обычно они при установлении фактов нарушения прав несовершеннолетних также обращаются в органы прокуратуры, полиции, контролирующие органы в целях принятия мер. Чаще всего работа по обращению (жалобе) уполномоченным по правам ребенка проводится путем направления запросов, информаций в иные государственные органы, редко, когда самостоятельно и фактически меры принимаются другими государственными органами.

Вместе с тем, для большего внимания к определенной проблеме или нарушению прав детей, для предотвращения случаев ненадлежащего рассмотрения обращения, направление жалобы (заявления) уполномоченному по правам ребенка может быть вполне оправданным и целесообразным.

По вопросам, касающимся нарушений санитарных, санитарно-эпидемиологических норм в детских садах (качество питьевой воды, безопасность еды, безопасность игровых площадок) следует обращаться в Федеральную службу по  надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Заявлениям (жалобам) в данный орган посвящен отдельный раздел ЖАЛОБЫ В РОСПОТРЕБНАДЗОР.

Наиболее злободневными вопросами, требующими обращения в государственные органы на дошкольные учреждения (детские сады, ясли) являются непринятие ребенка в детский сад по причине отсутствия мест и денежные поборы на различного вида нужды учреждения.

Вообще, действующим законодательством гарантировано право на посещение всеми детьми дошкольных учреждений (детских садов) и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать эту гарантию в полном объеме, но, в действительности дела во многих населенных пунктах обстоят по другому, люди годами ждут места в детских садах. В данном случае целесообразно будет поступить следующим образом.

Направить жалобу в прокуратуру, которая обязана рассмотреть ее напрямую, не переправляя иные органы, в жалобе указать требование об обращении прокурора с иском в суд об обязании органов местного самоуправления предоставить в место в детском саду. До написания такой жалобы следует обратиться официально в детский сад и администрацию с заявлением о предоставлении места, для получения получение официального отказа. Получив такую, жалобу прокурор должен обратиться в Ваших интересах в суд, и решение суда  по такому иску, однозначно, будет в Вашу пользу (просто законодательство по другому истолковано быть не может). В дальнейшем органы местного самоуправления будут обязаны выполнять решение суда.

В случаях сборов денег учреждением, следует постараться зафиксировать факт совершения таких действий (например, получить письменную расписку о получении денег, сделать видео или стерео запись) и также обратиться с жалобой в прокуратуру.

 При любых фактах, указывающих на совершение в отношении ребенка преступления следует подавать заявление в органы полиции.

  

 

Жалоба (заявление) на  общеобразовательное учреждение (школа, лицей, гимназия и тд.) и его работников может подаваться:

Указанные выше сведения о подаче жалобы на дошкольные учреждения в равной степени относится и к жалобам на общеобразовательные учреждения (школы, лицеи, гимназии).

Здесь, правда необходимо иметь ввиду, что учредителями таких образовательных организаций могут выступать не только органы местного самоуправления (администрации), но и государственные органы (администрации субъектов РФ, их подразделения (министерства, департаменты и т.д.). Установить учредителя всегда можно по вывеске учреждения, на которой наименование учредителя обозначено.

Кроме того, на общеобразовательное учреждение можно пожаловаться в Рособрнадзор. 

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) исполняет функции по надзору за соблюдением законодательства в области образования, контролю качества образования и лицензированию образовательной деятельности.

В данную службу подаются заявления, связанные с качеством образования, качеством предоставления образовательных услуг, оснащением образовательного учреждения учебными пособиями.

То есть, целесообразным будет обращение в Рособрнадзор на несоответствие образовательных программ государственным стандартам, о нарушениях порядка лицензирования образовательных учреждений, о несоблюдении лицензионных требований к образовательным учреждениями и его должностными лицами,  о несоответствии квалификационных требованиям учителей и преподавателей. Особенно эффективными в этот орган являются обращения на нарушения при проведении Единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Напротив, не следует обращаться, в данную службу с жалобами, не связанными непосредственно с образовательным процессом (с разного рода скандалами между учениками или с учителем, на денежные поборы и т.д.), поскольку данные вопросы не входят в непосредственную компетенцию Рособнадзора и в случае получения такой жалобы будут переправлены в иные органы.

Письменное обращение посылается в Рособрнадзор по адресу:127994 г. Москва, ул. Садовая-Сухаревская, д. 16, к-51, ГСП-4. Можно воспользоваться официальным сайтом данной службы для отправления заявления в электронном виде (www.obrnadzor.gov.ru)

Требования для жалобы (заявления) в Рособрнадзор аналогичны для жалоб в иные органы государственной власти. В ней должны указываться данные должностного лица (должность, Ф.И.О.), наименование органа. Далее необходимо написать от кого подается заявление (Ф.И.О., адрес, контактные данные). В середине листа пишется наименование документа – «Заявление» «Жалоба». Под наименованием с новой строки максимально подробно излагается сведения о нарушителе (образовательном учреждении -наименование, адрес, ФИО руководителя и о должностном лице, допустившем нарушение) излагается сущность нарушения законодательства (желательно со ссылками на законодательства об образовании). Далее излагается просьба о принятии мер. Указывается дата составления заявления (жалобы) (число, месяц, год) и ставится подпись.

Жалобы (заявления) рассматриваются в Рособрнадзоре в течении 30 дней и в исключительных случаях этот срок может быть продлен еще на 30 дней, то есть максимальный срок рассмотрения составляет 60 дней. В срок рассмотрения входит время с момента регистрации обращения в органе до момента отправления ответа (то есть, необходимо всегда иметь в виду, что Вы получите ответ позже, поскольку уйдет время для почтовых пересылок и на регистрацию).

Для написания жалобы в РОСОБРНАДЗОР можете воспользоваться

Образцом — Жалоба в Рособрнадзор — СКАЧАТЬ

Бланком — Жалоба в Рособрандзор — СКАЧАТЬ

Жалоба (заявление) на Высшее учебное заведение (ВУЗ) или образовательное учреждение среднего специального образования (техникум, колледж) подается в таком же порядке, как указан выше для общеобразовательного учреждения.

Такая жалоба может направляться

 

Сервисы сайта