“Самую большую и самую искреннюю часть наших молитв составляют жалобы”

“То, что никто не жалуется, ещё не говорит о хорошем качестве парашютов”

Жалоба в прокуратуру (прокурору)

Жалобы (заявления) в прокуратуру являются наиболее распространенным жалобами в государственные органы. Связано это с тем, что этот орган осуществляет надзор за исполнением законодательства практически во всех сферах правоотношений. Прокурор имеет право принимать меры к другим государственным органам и должностным лицам при выявлении нарушений законов.

Широкие полномочия прокуратуры распространяется и на обращения граждан.

Права и обязанности работников прокуратуры по рассмотрению жалоб и заявлений граждан наряду с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» прописаны в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45.

В прокуратуру могут подаваться жалобы, касающиеся любых сфер жизни, при отсутствии подмены функций других органов. Что это значит?

В прокуратуру могут подаваться любые жалобы, но те из них, которые относятся к компетенции еще и других органов (полиция, Следственный комитет, Роспотребнадзор, ГЖИ, администрации городов, районов и поселений) будут перенаправлены туда и изначально рассматриваются этими органами.

Непосредственно прокуратурой рассматривается:

1)  жалоба, с которой заявитель уже обращался в уполномоченный орган, но обозначенная проблема не была разрешена, либо жалоба признана необоснованной

2) на поданную в государственный или муниципальный орган или должностному лицу жалобу не дан ответ, а также, если при рассмотрении жалобы нарушены права заявителя (нарушен срок рассмотрения, ответ дан не по существу и т.д.)

3) жалоба касается нарушений при расследовании уголовного дела  (аресты, обыски, получение доказательств)

4) жалоба касается вопросов содержания в местах изоляции и лишения свободы (изоляторы, колонии, тюрьмы)

5) доводы жалобы относятся к вопросам нарушения прав предпринимателей и юридических лиц  органами государственного и муниципального надзора (при проведении проверок этими органами).

По видам жалобы, рассматриваемые прокуратурой можно разделить на  те, которые касаются уголовно-процессуального законодательства и касающиеся иных вопросов (так называемого  в прокурорской среде «общего надзора»). Требования к рассмотрению и разрешению прокурорскими работниками этих видов обращений значительно отличаются друг от друга, что необходимо учитывать при обращении.

Поэтому, здесь мы представим рекомендации по обращению с жалобами (заявлениями) по видам отдельно и предоставим возможность использования образцов жалоб для каждого из этих видов.

Жалобы (заявления), рассматриваемые прокурором (работниками прокуратуры) в рамках уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Порядок рассмотрения данных заявлений (жалоб) для прокуроров регламентирован Уголовным Кодексом РФ, Уголовным процессуальным кодексом РФ, а также Приказом Генпрокуратуры РФ от 01.11.2011 № 373 «О порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора».

Данные жалобы подаются прокурору в связи:

Срок рассмотрения прокурором данных жалоб (заявлений) составляет 3 дня и может быть продлен до 10 дней, при этом сведения о продлении заявителю должны направляться уведомлением.

На практике срок рассмотрения чаще составляет 10 дней (т.е. продлевается), поскольку за 3 дня трудно обоснованно принять решение даже по простой жалобе, нужно как минимум запросить и получить документы (например, материалы уголовного дела), которые в большинстве подобных случаев находятся в органах следствия и дознания, изучить и сделать выводы.

Практика показывает, что наиболее распространенными являются жалобы на отказ в возбуждении уголовного дела, несогласии с постановлением об отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела.

В рассмотрении данных заявлений есть определенные особенности, которые мы здесь отметим.

Правоохранительные органы при поступлении к ним заявлений граждан о совершении в отношении их преступлений (или вообще о совершении преступлений в отношении кого-либо) должны проводить проверки и выносить решения либо о возбуждении уголовного дела либо об отказе в его возбуждении. Срок данной проверки составляет 3 суток, может руководителем быть продлен до 10 суток, а потом до 30 (прокурором или руководителем органа следствия).

При отсутствии оснований для возбуждения уголовного дела выносится постановление. Все указанные постановления проверяются прокуратурой на предмет законности и могут быть обжалованы прокурору самим заявителем.

Жалоба на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела рассматривается прокурором в течении 3 дней, но срок может быть продлен до 10 дней (с уведомлением об этом). По результатам рассмотрения прокурор либо признает жалобу обоснованной или не признает ее таковой.

В первом случае он отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, издает постановление об удовлетворении жалобы и направляет ответ заявителю о принятом решении с приложением постановления об удовлетворении жалобы.

Во втором случае, издает постановлении об отказе в удовлетворении жалобы с указанием причин и оснований отказа, направляет ответ о принятом решении с приложением указанного постановления.

В вопросе разрешения таких жалоб есть некоторые тонкости, о которых рассказано у нас в отдельном разделе.

Для написания жалобы (заявления) прокурору, связанной с уголовным правом или уголовным процессом воспользуйтесь

Образцом — Жалоба прокурору по уголовному делу — СКАЧАТЬ

Бланком — Жалоба прокурору по уголовному делу — СКАЧАТЬ

 

Жалобы (заявления), рассматриваемые прокурором (работниками прокуратуры) в рамках федерального законодательства, не связанного с уголовным правом и процессом

Здесь рассматриваем жалобы и заявления, подаваемые прокурору на нарушения гражданского, жилищного, земельного, налогового, семейного, бюджетного законодательства, законодательства о банкротстве, о медицинском обслуживании, о дорогах, о местном самоуправлении и т.д., то есть все жалобы, не касающиеся уголовного процесса.

Как уже сказано выше прокурору могут быть поданы любые жалобы, но те из них, которые относятся к компетенции еще каких то органов (полиция, Следственный комитет, Роспотребнадзор, ГЖИ, администрации городов, районов и поселений) будут перенаправлены туда и изначально рассматриваются этими органами.

Данные жалобы рассматриваются в прокуратуре в течении 30 дней и в исключительных случаях этот срок может быть продлен еще на 30 дней, то есть максимальный срок рассмотрения составляет 60 дней. Надо отметить, что срок рассмотрения жалобы в прокуратуре в отличие от других органов продлевается не так часто, поскольку это считается браком в работе и плохим показателем работы.

Если, после поступления жалобы принимается решение о перенаправлении в другой орган в соответствии с компетенцией, это должно быть сделано в течении 7 дней с момента регистрации жалобы, а заявителю об этом направляется уведомление.

Если в жалобе содержится несколько доводов, часть которых относится к компетенции контролирующих или правоохранительных органов,  то в этой части жалоба направляется им, а в остальной рассматривается непосредственно прокуратурой.

По результатам рассмотрения жалобы и проведения проверки заявителю должен быть направлен ответ, который подписывается или самим прокурором или его заместителями (на уровне районного звена), на уровне прокуратур субъектов РФ подписывать ответ вправе руководители отделов (или управлений).

В целом требования к написанию жалобы в прокуратуру, такие как к остальным органам, которые подробно описаны в разделе ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБРАЩЕНИЯ С ЖАЛОБАМИ И ЗАЯВЛЕНИЯМИ.

Жалоба в прокуратуру не требует какой то особенной формы, но в письменном заявлении должны быть указаны:

— наименование органа, в который направляется жалоба или Ф.И.О. должностного лица и  (или) должность, к которому обращается заявитель;

—  фамилия, имя и отчество заявителя;

— адрес, по которому должен быть отправлен ответ;

— суть обращения

— дата и личная подпись

— приложения (если есть необходимость)

В наших образцах Жалоба прокурору — СКАЧАТЬ и бланках Жалоба прокурору о нарушении законаСКАЧАТЬ все указанные реквизиты имеются.

После проведения проверки и получения ответа о ее результатах заявитель вправе ознакомиться с материалами проверки, проведенной по его обращению. В прокуратуре формируется специальное наблюдательное производство по каждой жалобе, с которым заявитель вправе ознакомиться. Для этого необходимо подать заявление на имя прокурора об ознакомлении с материалами, которое должно быть рассмотрено в 10 дневный срок. По результатам рассмотрения данного обращения работник прокуратуры обязан будет уведомить о дате и времени ознакомления с материалами проверки. Ну и соответственно в назначенное время нужно явиться для ознакомления. Во время ознакомления заявитель вправе снимать копии с помощью своих технических средств. Копии материалов проверки работники прокуратуры делать не обязаны.

Таким образом, возможность подачи жалобы в прокуратуру может быть использована и в качестве способа получения документов (сведений), которые самостоятельно получить сложно.

Можете воспользоваться образцом заявления об ознакомлении с материалами по обращению Заявление в прокуратуру об ознакомлении с материалами по обращению — СКАЧАТЬ.

 

Сервисы сайта