С переходом на автоматическое регулирование дорожного движения, когда многие виды правонарушений фиксируются в онлайн-режиме, дисциплинированность водителей возросла в несколько раз. Это позитивный результат, потому что автомобильные аварии – самая частая причина гибели людей. Но есть и минусы подобной системы – камеры не могут выяснить совокупность обстоятельств дорожного события, а порой происходят технические ошибки либо сбои. В таких случаях водители получают административные штрафы за нарушения, которые они не совершали.
Особенности системы видеофиксации
Камеры на дорогах направлены на фиксацию правонарушений. Общий алгоритм их работы таков: камеры записывают видео в онлайн-режиме, автоматически определяют несоответствия правилам дорожного движения и направляют эти данные в центр обработки, происходит сверка с базой данных, оттуда они перенаправляются в региональный отдел ГИБДД, занимающийся проверкой этих сведений. Инспектор просматривают фотоматериалы, утверждает совершение административного проступка, далее формируется уведомление, которое высылается автовладельцу.
В 2013 году было принят закон, согласно которому водители должны быть предупреждены о наличии камер на участке пути. Для этого применяются специальные знаки и разметка. На практике же часто камеры размещаются без всяких предупреждающих знаков, например, радары, которые устанавливаются частными лицами на короткий срок и считывают превышение скорости.
Кроме того, камера не должна обрабатывать сведения на тот период, когда установлены временные знаки, связанные с дорожными работами, противоречащие основным знакам и разметке.
Важно. Ст. 1.5 КоАП РФ гласит о презумпции невиновности граждан, однако примечание к ней отменяет презумпцию на случаи видеофиксации правонарушений водителями ТС.
Камеры фиксируют все больше видов неправомерного поведения на дороге. Сегодня к ним относятся следующие нарушения:
- нарушение правил парковки;
- выезд за стоп-линию или знак «стоп»;
- превышение скоростного режима (допускается не более чем на 19 км/ч выше указанной величины);
- движение по «автобусной» полосе;
- неиспользование ремней безопасности водителя и пассажира;
- выезд на встречную полосу;
- движение на красный сигнал светофора;
- движение грузового транспорта по улицам, где оно ограничено знаками.
Кроме того, с 2019 года собираются ввести автоматическое выявление водителей, чьи транспортные средства не застрахованы в системе ОСАГО.
Однако лишить прав за нарушение, снятое на камеру, в автоматическом режиме нельзя. Если за проступок предусмотрено лишение прав (красный свет или выезд на встречную полосу), будет наложено наказание в виде максимальной суммы штрафа. Если такая мера не предусмотрена, наказание назначается по нижнему пределу (минимальная сумма).
Причины ошибок системы видеонаблюдения
Система автоматической фиксации объективна и не подвержена коррупции, в отличие от сотрудников органов правопорядка. Однако ошибки в присуждении штрафов встречаются не так уж и редко. Это происходит по следующим причинам:
- Технические ошибки и неисправности. При нечетком изображении происходит неправильная идентификация автомобиля или неверно распознаются действия участников движения. Хотя во всех сомнительных случаях решение должно приниматься в пользу водителя, на практике данное правило не всегда применяется.
- Штраф всегда приходит на имя того, кто является владельцем ТС, хотя за рулем может находиться другой человек – друг или родственник. То же самое касается и случаев, когда автомобиль был продан, но новый владелец не перерегистрировал его на себя в положенный срок, и штраф направляется старому хозяину.
- Отсутствие ситуативного анализа. Например, автомобили объезжают препятствие на дороге, а их движение фиксируют как выезд на «встречку», или водитель стоит в пробке, а его ошибочно признают припарковавшимся в неположенном месте.
Доказательная база
Шансы на успех при обжаловании штрафа возрастают, если использовать грамотные доказательства невиновности водителя. В качестве подтверждения ошибки системы можно использовать следующие доводы:
- У водителя не было возможности находиться за рулем в момент правонарушения. Например, гражданин находился в другом месте (в театре, в больнице, в командировке) и есть доказательства данных обстоятельств. Но в данном случае надо будет указать то лицо, которое находилось за рулем, и его данные должны быть вписаны в страховой полис, поскольку ответственность будет переадресована другому лицу.
- Машина продана или находится в угоне: доказательством станут договор купли-продажи или заявление в полицию.
- Имела место техническая ошибка: номер ТС на фотографии не совпадает с номером авто обвиняемого. Такое случалось ранее довольно часто, но техника совершенствуется, и сегодня такие неточности попадаются реже.
- Совокупность обстоятельств, вынудивших владельца совершить данный маневр: объезд аварии или препятствия, указания регулировщика проехать на красный свет, знаки о дорожных работах и т.д. Доказательствами станут свидетельства очевидцев, хотя найти их бывает непросто, или видеосъемка с регистратора. Можно также потребовать просмотреть записи с других камер для более полного обзора.
- Технические возможности транспортного средства не соответствуют вменяемым нарушениям. Такое может быть, если указывается превышение скорости на величину, не которую данный автомобиль не может разогнаться: проезжающий мимо мотоцикл может ввести камеры в заблуждение.
- При наложении санкций за неправильную парковку отсутствовал запрещающий знак. В таком случае надо представить фотоматериалы или свидетельства очевидцев.
- Несертифицированные системы наблюдения: следует уточнить, имеется ли у данной камеры сертификация на выявление данного вида правонарушения. Например, данное устройство предназначено для контроля движения по полосам, но фиксирует непристегнутые ремни безопасности. В постановлении всегда указывается, с помощью какой техники было зафиксировано событие.
- Наказание за одно и то же длящееся правонарушение (например, за превышение скорости на одном участке дороги или парковку в неположенном месте).
Важно: превышение скорости на разных отрезках пути или повторное нарушение (езда без ремней безопасности, без полиса ОСАГО, неправильная парковка в разных местах) будет являться многократным административным проступком, за которое каждый раз предусмотрен новый штраф.
В соответствии со ст. 30.3 КоАП РФ, обжаловать постановление об административном правонарушении можно в течение 10 дней. Срок начинает течь с момента ознакомления с протоколом, о чем обвиняемое лицо должно расписаться в графе о получении копии протокола – это касается очных штрафов, выписываемых инспектором ГИБДД. В случае фиксации камерами срок оспаривания начинается с даты получения копии постановления в почтовом отделении, которое высылается заказным письмом по адресу регистрации.
Также предусмотрен механизм восстановления сроков направления жалобы (п.2, ст.30.3 КоАП РФ). Ходатайство о восстановлении сроков подается в тот же орган, куда направляется жалоба и должно ссылаться на уважительные причины: болезнь лица, отъезд в командировку или за пределы страны, неполучение почтового уведомление и т.д. Эти доводы должны быть подтверждены документально.
Способы обжалования
Ст. 30.1. КоАП РФ регламентирует способы обжалования административных постановлений. Санкции за нарушение правил поведения на дорогах выносятся должностным лицом – инспектором ГИБДД, поэтому в соответствии с п.3 данной статьи обвиняемый имеет право обжаловать штрафы с камер в инстанцию на свой выбор:
- в районный суд (или в городской суд, если районный в населенном пункте отсутствует);
- в вышестоящий орган (более высокое по иерархии управление ГИБДД) либо вышестоящему должностному лицу.
Некоторые юристы советуют сразу обращаться в суд, потому что органы правопорядка не заинтересованы в отмене собственных постановлений. При этом представители автоинспекций утверждают, что в спорных ситуациях принимают сторону гражданина и готовы проводить анализ обстоятельств.
Если жалоба было подана в инспекцию и в суд одновременно, полномочия по ее рассмотрению будут у суда (п.2 ст.30.1 КоАП РФ).
Обращаться в органы инспекции имеет смысл тогда, когда правота водителя очевидна:
- технические ошибки камер,
- вождение автомобиля другим лицом,
- временные дорожные знаки или указания регулировщика,
- проданное другому лицу транспортное средство и т.д.
Но и в таких случаях необходимо подготовить доказательства самостоятельно, либо ходатайствовать, чтобы инспекторы запросили видеоматериалы с других камер, например уличных.
Содержание жалобы
Составление жалобы в органы ГИБДД строго не регламентировано. Однако из обращения должно быть понятно, куда направлена жалоба и суть претензий. Стиль составления должен быть официально-деловой, саму претензию лучше высказывать кратко и обосновывать доводы. Строится заявление примерно по следующей структуре:
- наименование отделения автоинспекции либо должностного лица;
- данные заявителя (ФИО, адрес прописки, контактный телефон);
- реквизиты обжалуемого документа: дата и номер (УИН);
- ФИО и должность инспектора, утвердившего данный акт;
- краткая суть постановления;
- обращение с просьбой отменить данный акт;
- доводы, которые доказывают неправомерность решения инспектора;
- список прилагаемых материалов;
- пометка о рассмотрении обращения без участия заявителя;
- дата и подпись.
В части, где приводятся доводы, лучше использовать не только описание обстоятельств, но и ссылку на законы.
Здесь можно скачать образец жалобы в ГИБДД.
Через онлайн-ресурсы
В некоторых регионах созданы специальные сервисы, где можно обжаловать постановление ГИБДД в онлайн-режиме. Жители Москвы могут использовать для этих целей сайт avtokod.mos.ru, где можно оспорить постановление МАДИ или штраф за парковку в неположенном месте.
Жителям других регионов следует обращаться в органы автоинспекции, чьи контакты указаны в постановлении. Возможно, что у них для обжалования тоже предусмотрены специальные ресурсы.
Обратите внимание, что обжаловать постановление ГИБДД через сервис приема обращений на официальном сайте гибдд.рф/request_main нельзя. Сюда подаются заявления по общим вопросам и рассматриваются они в течение 30 дней, тогда как жалоба на штраф должна быть рассмотрена в течение 10 дней.
В судебные органы обращаться следует тогда, когда обстоятельства требуют ситуативного анализа, а представители ГИБДД могут быть необъективны. Например, представитель автоинспекции остановил вас в неположенном месте, а камера зафиксировала это как правонарушение. Либо знаки были закрыты деревьями, временно отсутствовали и т.д.
Кроме того, в суд стоит обжаловать ситуации нарушения закона органами автоинспекции (например, не было знака, предупреждающего о видеосъемке, наказание было назначено повторно за длящееся нарушение и т.д.), а также случаи несоблюдения процессуальных правил (отсутствие сертификации у камер, несоблюдение сроков и др.).
Исковое заявление
Заявление подается в суд по месту рассмотрения правонарушения, то есть в том районе, где был выписан данный акт. В самом постановлении обычно содержится указание на инстанции, в которых его можно обжаловать. Иск составляется по общим правилам, название документа «Жалоба по делу об административном правонарушении». Содержание совпадает с содержанием обжалования штрафа в ГИБДД, только в шапке документа указывается судебный орган.
Важно: обжалование постановления госпошлиной не облагается.
Здесь можно скачать типовой образец оспаривания штрафа в суде.
Как подать жалобу
Документы подаются лично либо направляются по почте. Почтовое отправление должно быть заказным письмом с описью вложений, в таком случае будут доказательства его отправки.
К заявлению необходимо приложить копию обжалуемого документа и материалы, подтверждающие правоту заявителя.
Результаты оспаривания
При выборе инстанции для оспаривания обратите внимание на сроки рассмотрения дела:
- в суде жалобу рассматривают 2 месяца (п. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ),
- в ГИБДД срок составляет 10 дней (п. 1 ст. 30.5 КоАП РФ).
Если решение было принято в пользу заявителя, штраф отменяется. Если он уже успел заплатить штраф, необходимо составить ходатайство о возврате денег и подать его в ГИБДД вместе с решением об отмене штрафа.
Если суд оставил в силе обжалованное постановление, необходимо заплатить сумму штрафа. Когда оспаривание принципиально для заявителя, есть возможность обращения в вышестоящие инстанции: решение ГИБДД обжалуют в суде, а решение районного суда – в городском суде в апелляционном порядке.
На уплату штрафа отводится 60 дней. Если внести средства в течение 20 дней, сумма будет снижена на 50%. В случае же неуплаты за 60 суток, будут приняты меры в соответствии со ст. 20.25 КоАП РФ (удвоение суммы задолженности – самая мягкая мера наказания). Далее просроченную задолженность уполномочены взыскивать судебные приставы.
При составлении обращений по обжалованию штрафов с камер необходимо опираться на следующие законодательные документы:
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ;
- «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ;
- Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 N 59-ФЗ;
- Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».