Если участник государственных закупок считает, что в процессе проведения тендера были нарушены его права, он может обратиться в надзорный орган – Федеральную Антимонопольную службу (ФАС). Порядок подачи жалоб регулируется ФЗ-44 2013 г. «О контрактной системе в области закупок продукции, работ, оказания услуг для обеспечения гос. и муниципальных потребностей» и ФЗ-223 2011 г. «О государственных закупках».
Распространенные нарушения на площадках
Госзакупки проводятся на сервисах, именуемых электронными площадками. Владеют сайтами специальные структуры – операторы. Они обеспечивают проведение закупок на собственной площадке. Список операторов отражен в Распоряжении Правительства РФ № 1447-р 2018 г.
Большинство участников закупок сталкиваются с такими нарушениями:
- некорректные положения планов и закупочных документов;
- незаконные причины отказа по заявкам;
- незаконные действия в ходе оформления контрактов;
- неправомерные действия оператора в процессе проведения аккредитации и торгов.
Кто может подавать жалобу
В компетенцию ФАС входит разрешение следующих вопросов:
- относительно содержания документов и правомерности требований, отраженных в них;
- относительно действия или бездействия комиссии;
- относительно действий оператора, включая аккредитацию.
Для первой категории претензии могут подавать любые физ. или юр. лица, вне зависимости от того, входят ли они в число участников торгов или нет. Для второй и третьей категории, обращения принимаются только от субъектов, чьи права были ущемлены, т.е. от участников торгов по отклоненным заявкам, сбоям в работе площадок и т.д.
Сроки подачи жалоб
Если участник тендера выявил недочеты в документах, то подавать жалобу ему нужно до окончания периода размещения заявки. В процессе проведении конкурса писать претензию можно в любое время после публикации тендера, но не позднее 10 суток с момента размещения на сайте протокола рассмотрения заявок.
Неправомерные действия, которые были осуществлены после признания победителя закупки, можно обжаловать на стадии оформления контракта. 30 дней есть у заинтересованных лиц, что оспорить выявленные нарушения со стороны оператора в процессе аккредитации.
Если сроки написания претензий истекли, участник торгов может обратиться с иском в Арбитражный суд.
Как правильно составить жалобу
При подготовке документа обязательно указывается:
- наименование структуры, куда подается претензия, и ее адрес;
- наименование лица, который составляет документ с указанием контактов;
- наименование юр. лица, которое совершило правонарушение в процессе проведения тендера, с указанием его местонахождения;
- указание на конкретную закупку, если обращение связано с ней;
- название претензии;
- перечень действий или бездействий, которые обжалуются заявителем с изложением обстоятельств дела;
- все бумаги, подтверждающие факты, изложенные в претензии.
В конце документа ставится дата и подпись заявителя с расшифровкой.
В претензии может отражаться информация о нарушениях только по одному тендеру. Если в документе содержатся данные по нескольким закупкам, он возвращается заявителю.
Скачать образец жалобы в ФАС на электронную площадку
Обращение предоставляется в письменном или в электронном виде, если у заявителя есть электронно-цифровая подпись (ЭЦП). Документ рассматривается в Центральном аппарате ФАС, если в нем содержится претензия к оператору площадки или в территориальном отделении, если обращение по закупкам в рамках обеспечения гос. или муниципальных потребностей (п. 3.9 — 3.14 регламента ФАС). Вся информация есть на сайте организации.
Такой вариант обращения называется внесудебным способом обжалования. Наличие жалобы в ФАС не является препятствием для обращения в суд по аналогичному поводу.
Рекомендуем почитать: Жалоба на проведение госзакупок
Как рассматриваются обращения
После поступления обращения, ФАС обязан рассмотреть документ в 5-дневный срок. При этом у сотрудников учреждения есть 2 дня для вынесения решения о возврате или принятию к рассмотрению.
Данные о жалобе вместе с содержанием письма размещаются в Единой информационной системе в области закупок (ЕИС). Комиссия назначает дату рассмотрения, о чем сообщается заинтересованным лицам. На заседании может находиться заявитель, представитель оператора и другие лица, имеющие отношение к делу. Нужно быть готовым к предъявлению документов, подтверждающих личность.
Комиссия рассматривает обращение и принимает одно из трех решений:
- Претензия обоснована, т.е. подтверждается, что в действиях ответчика есть нарушения. Подготавливается предписание об устранении выявленных недостатков.
- Обращение частично обосновано – решение также готовится в форме предписания.
- Жалоба не обоснована — комиссия не установила факты нарушений со стороны оператора, т.е. все его действия признаются законными.
После оглашения решения, в течение трех дней подготавливается письменный вариант, который выдается на руки заинтересованным лицам или пересылается в их адрес по почте.
Заключение комиссии считается окончательным, но его можно обжаловать в суде. Срок направления иска – 3 месяца с даты вынесения решения.