Качество работы налоговых органов в настоящее время (к сожалению) оставляет желать лучшего. Несмотря на определенные усилия, принятые в целях совершенствования работы государственных органов по начислению и взысканию налогов граждане и организации продолжают сталкиваться с фактами неправильного и необоснованного начисления налогов, неоднократного взыскания налогов, некачественного и несвоевременного предоставления услуг, нарушениями при рассмотрении обращений.
Направление жалоб на налоговую службу является не только действенным, но порой и единственным способ восстановления нарушенных прав.
Правильно это сделать поможет изложенная ниже информация.
На вопрос куда, каким способом и в каком виде направлять жалобы на налоговую службу, целесообразнее отвечать исходя из видов нарушений, допускаемых должностными лицами налоговой службы.
- Неправильное и необоснованное начисление налогов.
При установлении факта необоснованного или неправильного начисления налогов на первоначальном этапе необходимо обратиться в территориальное подразделение налоговой службы, которым такое начисление произведено.
В своей деятельности налоговая служба пользуется базами данных, сведения которых при начислении налогов обрабатываются автоматически и могут не соответствовать действительности. Кроме того, налоговая служба пользуется базами данных других органов (например ГИБДД при начислении транспортного налога), которые не всегда совмещаются с их собственными базами данных.
По этим причинам, а также в связи большими объемами обрабатываемой информации нередко допускаются ошибки при начислении налогов. Так, встречаются факты начисления различного вида налогов уже умершим гражданам, начисление транспортного налога гражданам, продавшим соответствующее транспортное средство.
В этих случаях необходимо с письменным заявлением обратиться в подразделение ФНС, начислившее необоснованно налог об устранении допущенного нарушения.
В заявлении необходимо указать данные начальника территориального подразделения ФНС (должность, Ф.И.О.), наименование органа. Далее необходимо написать от кого подается заявление (Ф.И.О., адрес, контактные данные). В середине листа пишется наименование документа – «Заявление». Под наименованием с новой строки максимально подробно излагается сведения о необоснованном начислении налога. Далее излагается требования о принятии мер по перерасчету налога (отмене начисления). Указывается дата составления заявления (жалобы) (число, месяц, год) и ставится подпись.
Заявление необходимо направить либо заказным письмом с уведомлением, либо вручить на личном приеме с обязательной отметкой должностного лица о получении заявления.
Ни в коем случае не следует обходиться устным обращением, даже если работник налоговой службы пообещал исправить ошибку. Дело в том, что работа налоговой службы поставлена таким образом, что изменение в базы данных по налогам возможно только при наличии оснований, например, письменной жалобы. Устное же обращение таким основанием не является.
Кроме того, подтверждение факта обращения с заявлением в ФНС необходимо для дальнейшего обжалования.
В случае не реагирования на указанное заявление или отказе в удовлетворении требования перерасчете налога или отмене взыскания налога возможны следующие действия:
- обращение с жалобой в вышестоящий орган
- обращение с жалобой в прокуратуру
- обращение с иском в суд
В первом из представленных вариантов необходимо написать заявление в Управление ФНС по субъекту РФ с заявлением (жалобой), составленном по тем же требованиям, что указаны выше для обращения в территориальную налоговую службу.
Необходимо иметь в виду, что если на Вашу жалобу дан ответ и ответил не начальник территориального подразделения ФНС, а иное лицо (его заместитель, руководитель отдела и т.д.), то необходимо снова обращаться в территориальное подразделение, пока на жалобу не будет дан ответ за подписью начальника. Конечно, можно сразу обратиться в Управление по субъекту РФ, но в этом случае жалоба все равно будет перенаправлена в территориальное подразделение.
В прокуратуру можно обратиться как в случае отказа в удовлетворении заявления, так и в случаях отсутствия ответа или непринятия мер по заявлению. Следует обращаться в орган прокуратуры, надзирающий за соответствующим территориальным подразделением ФНС. Порядок обращения с заявлением в прокуратуру представлен в разделе ЖАЛОБА ПРОКУРОРУ.
Обратиться с иском в суд возможно после отказа в удовлетворении заявления. (Данный порядок не является предметом разъяснения на данном ресурсе).
- Некачественное и несвоевременное предоставление услуг
В обязанности Федеральной налоговой службы входит предоставление различных услуг: регистрация юридического лица, предоставление сведений содержащихся в реестрах налогоплательщиков, предоставление справок об уплате налогов, предоставление выписки ЕГРЮЛ и др.
Обращение в налоговую службу за предоставлением данных услуг очень часто является неизбежной необходимостью. При этом нередко граждане и представители организаций сталкиваются с некачественным их предоставлением, отказом в предоставлении услуги, нарушением сроков ее предоставления, что вызывает желание или даже необходимость написать жалобу.
В указанных случаях возможно: обращение с жалобой в вышестоящий орган, обращение в прокуратуру.
По рассматриваемым фактам целесообразнее сразу обращаться с жалобой в Управление ФНС по субъекту РФ с соблюдением указанных выше требований к жалобе.
В прокуратуру необходимо обращаться по место нахождению территориального подразделения ФНС, должностные лица которого нарушили правила предоставления услуг. Порядок обращения с заявлением в прокуратуру представлен в разделе ЖАЛОБА ПРОКУРОРУ.
- Ненадлежащее рассмотрение обращения налоговыми органами.
В случае ненадлежащего рассмотрения налоговыми органами обращения гражданина целесообразно будет поступать следующим образом.
При нарушении срока рассмотрения обращения, неполучение ответа сразу направить жалобу в прокуратуру, осуществляющую надзор за соответствующим подразделением налоговой службы (районная или городская прокуратура). Вопросу неполучения ответа на жалобу посвящен отдельный раздел, информация в котором относится, в том числе к налоговым органам.
При отказе в удовлетворении обращения целесообразнее обратиться с жалобой к вышестоящему должностному лицу, которым будет являться при получении ответа от руководителей отделов, заместителей и т.д. – начальник территориального подразделения ФНС, а при получении ответа от руководителя – в Управление ФНС по субъекту.