Жалоба в полицию

Заявления и жалобы в полицию являются самыми распространенными формами обращений граждан в государственные органы. Причиной этому в первую очередь являются многообразие полномочий и функций, выполняемых полицией, территориальная и информационная приближенность полиции к большинству граждан.

Для того чтобы, быстро получить ответы на свои вопросы, обращайтесь за юридической консультацией в онлайн-чат справа или звоните по телефону: 8 (800) 350-01-92

Здесь не будем останавливаться на функциях и полномочиях полиции, поскольку любому, даже не очень образованному человеку, они более или менее известны.

В то же время, едва ли не в каждом втором случае обратившийся в орган полиции гражданин остается недовольным результатом работы по обращению. Поэтому знание о порядке правильного обращения в орган полиции, а также о порядке последующего обжалования действий и бездействий полицейских является весьма полезным.

Технически обратиться в полицию проще, чем в любой другой правоохранительный или государственный орган, поскольку ее подразделения находятся в каждом городе или районе.  Должностные лица (работники дежурных частей подразделений) обязаны принимать абсолютно любые заявления и обращения, при этом поданные не только в письменном, но и в устном виде.

Вместе с тем, при неграмотном обращении в полицию велика вероятность, не дождаться результата по обращению (жалобе), получить «отписку», либо не получить ответа вообще.

Итак, для эффективного обращения в орган полиции следует в первую очередь определиться с характером Вашей жалобы (заявления), поскольку от характера заявления зависит порядок его рассмотрения полицейскими.

Заявления (жалобы) могут быть следующих видов:

— заявление о совершении преступления, к которому будет применяться порядок, предусмотренный уголовно-процессуальным законодательством;

— заявление (жалоба) о совершении правонарушения, к которому будет применяться порядок, предусмотренный законодательством об административных правонарушениях;

— заявление (жалоба) о любом ином происшествии или событии, порядок рассмотрения, которых регламентирован ведомственными актами полиции.

Определить к какому виду будет относиться Ваше обращение достаточно просто:

если сообщаете о известном Вам преступлении, совершенном в отношении Вас или иного лица (ударили на улице, угрожали убийством, украли вещи, угнали автомобиль и т.д.) – то это первый из перечисленных видов;

если сообщаете о совершении правонарушения (шумят соседи в ночное время, оскорбили на улице, неправильно припарковались на газоне во дворе, разбили стекло в подъезде и т.д.) – то второй;

сообщение в полицию о любом ином событии (например, длительное время сосед не выходит из своей квартиры, на улице лежит пьяный человек, или любое другое событие требующее вмешательства полиции) – то третий.

 Порядок рассмотрения каждого из указанных видов обращений несколько отличается друг от друга, поэтому разъясним эти порядки отдельно.

Заявление о совершении преступления подается в дежурную часть отдела полиции. Заявление следует подавать в письменном виде либо путем непосредственного обращения, либо путем направления заказного письма (с уведомлением). При обращении непосредственно в отдел Вам обязаны выдать талон-уведомление о получении обращения (данный документ необходимо обязательно требовать в случае невыдачи).

Заявление о преступлении  в дежурной части отдела полиции регистрируется в специальную Книгу учета сообщений о происшествиях и направляется руководителю подразделения, который определяет должностное лицо или подразделение, которые будут заниматься разрешением заявления. В случае, если заявление не подлежит рассмотрению в соответствующем подразделении полиции (например, заявленное преступление совершено на территории другого подразделения), оно направляется в уполномоченный орган, при этом заявитель уведомляется о перенаправлении его заявления.

Заявление необходимо писать на имя начальника подразделения полиции с указанием его должности, классного чина (звания). Далее необходимо написать от кого подается заявление (Ф.И.О., адрес, контактные данные). В середине листа пишется наименование документа – «Заявление». Под наименованием с новой строки максимально подробно излагаются обстоятельства, касающиеся совершенного преступления о котором сообщается данным заявлением, желательно с указанием статьи Уголовного кодекса РФ. Далее излагается просьба (в виде слов «прошу» или «требую» — в зависимости от ситуации) о возбуждении уголовного дела. Указывается дата составления документа (число, месяц, год) и ставится подпись и дата заявления. В обязательном порядке в заявление о преступлении делается надпись, о том, что заявитель об ответственности за заведомо ложное сообщение о преступлении по ст. 306 УК РФ уведомлен.

Проверки по заявлениям о преступлениях проводятся полицией в порядке ст. 144-145 Уголовно-процессуального кодекса РФ в течении 3 суток с момента поступления заявления и могут быть продлены до 10, а при необходимости до 30 суток. Можно отметить, что трехдневный срок продлевается в большинстве случаев, и нередко до 30 суток.

По результатам рассмотрения заявления сотрудник полиции, которому поручено проведение проверки может принять следующие решения:

  • о возбуждении уголовного дела, если посчитает доводы заявления обоснованными;
  • об отказе в возбуждении уголовного дела, если в результате проверки по заявлению доводы не подтвердились или являются необоснованными;
  • о передаче материала, собранного по заявлению в другой орган или другое подразделение полиции, если решение вопроса не входит в компетенцию данного подразделения полиции.

В любом из указанных случаев заявитель должен быть уведомлен в письменной форме. Так, при возбуждении уголовного дела или направлении материала в другой орган ему направляется уведомление, а при отказе в возбуждении уголовного дела ему направляется постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Любое из вышеперечисленных решений может быть обжаловано заявителем. Порядок обжалования рассмотрен в разделе ЖАЛОБЫ НА ПОЛИЦИЮ.

Заявление о совершении правонарушения также подается в дежурную часть отдела полиции. Заявление следует подавать в письменном виде либо путем непосредственного обращения, либо путем направления заказного письма (с уведомлением). При обращении непосредственно в отдел Вам обязаны выдать талон-уведомление о получении обращения (данный документ необходимо обязательно требовать в случае невыдачи).

Требования к содержанию такого заявления аналогичны заявлению о преступлении, но в нем не нужно указывать сведения о том, что заявитель предупрежден об ответственности за заведомо ложное сообщение о преступлении по ст. 306 УК РФ.

Проверка по такому заявлению проводится в порядке, предусмотренном законодательством об административных правонарушениях. По результатам проверки сотрудником могут быть приняты решения:

  • о возбуждении дела об административном правонарушении, когда доводы заявления признаны обоснованными
  • об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, когда доводы признаны не обоснованными

В обоих случаях заявитель должен быть уведомлен и ему должно быть направлено соответствующее постановление.

Любое из вышеперечисленных решений может быть обжаловано заявителем. Порядок обжалования рассмотрен в разделе ЖАЛОБЫ НА ПОЛИЦИЮ.

К заявлениям  о любом ином событии относятся заявления и жалобы не связанные с привлечением к уголовной и административной ответственности. Это могут быть заявления (жалобы) на поведение человека, о необходимости проведения каких либо профилактических мероприятий бесед, о происшествиях не криминального характера и др.. 

Такие заявления (жалобы) подаются в дежурную часть отдела полиции. Заявление следует подавать в письменном виде либо путем непосредственного обращения, либо путем направления заказного письма (с уведомлением). При обращении непосредственно в отдел Вам обязаны выдать талон-уведомление о получении обращения (данный документ необходимо обязательно требовать в случае невыдачи).

По таким обращениям принимаются решения в зависимости от их содержания. В тоже время по любому обращению сотрудники полиции обязаны провести хотя бы первоначальную проверку (взять объяснение с заявителя).

При отсутствии сведений о противоправных действиях обычно принимается решение о списании материала в специальное номенклатурное дело подразделения полиции без принятия каких-либо мер. О принятии такого решения заявителю направляется уведомление.

Нельзя не сказать несколько общих рекомендаций для обращения в полицию с жалобами и заявлениями.

Как уже отмечалось выше заявления (жалобы) лучше подавать в письменном виде и в обязательном порядке требовать выдачу талона-уведомления о получении заявления. При личном обращении, сотрудники полиции могут попытаться отговорить от подачи заявления, пообещав например, «разобраться без заявлений», или рекомендовать обратиться в другой орган. На такие уговоры не стоит «вестись», если хотите чтобы по заявлению принимались меры, обязательно обращайтесь письменно.

Часто граждане обращаются в полицию по телефону. Такое обращение по порядку его рассмотрения не отличается от письменного, но подтвердить сам факт такого обращения сложно.

В целом необходимо иметь в виду, что в органы полиции поступает огромное количество обращений разного характера и какими бы добросовестными и трудолюбивыми не были полицейские (а, как известно они далеко не все такие), качественно рассмотреть все обращения не возможно. Поэтому, чтобы получить результат необходимо запастись терпением и настойчивостью.

При неудовлетворительном разрешении заявления (жалобы) необходимо обжаловать решение сотрудника полиции по нему в порядке рассмотренном в РАЗДЕЛЕ ЖАЛОБА НА ПОЛИЦИЮ.

Не нашли ответа на свой вопрос? Для того чтобы узнать, как решить именно Вашу проблему и получить консультацию юриста, пишите в онлайн-чат справа, в форму для вопросов ниже или звоните по телефону:Консультация в чате и по телефону – это самые быстрые способы получения ответа. Через форму ниже – примерное время ожидания ответа 1-2 дня.
Жалоба.ру