С необходимостью отстаивания своего права потребителя сталкивался практически каждый. Всем приходилось покупать некачественные продукты питания, обувь, разваливающуюся на второй день, одежду теряющую вид и форму после первой стирки, бытовую технику перестающую выполнять функции в течении гарантийного срока и т.д..
Все указанные проблемы можно (и нужно) решать путем обращения с соответствующими жалобами (заявлениями) к продавцам и производителям товаров, а также в компетентные государственные органы.
Действующее законодательство, в первую очередь это Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» наделяет потребителя широкими правами, но отстоять их на практике бывает не всегда просто.
Для результативной защиты своих прав необходимо принять первоначальные меры еще до написания и подачи жалобы.
Во-первых, до написания жалобы необходимо принять максимальные усилия для фиксирования факта нарушения Ваших потребительских прав, изучить по возможности нормы действующего законодательства, защищающие права потребителя.
Во-вторых, провести так называемую претензионную работу с продавцом (производителем). Поскольку, практически все отношения в сфере защиты прав потребителей являются с юридический точки зрения гражданско-правовыми отношениями, возникающими из устных или письменных сделок, то имеется необходимость сначала выразить свое недовольство непосредственно нарушителю права потребителя – продавцу (производителю). Сделать это в принципе не трудно. Нужно в письменной форме изложить претензию с требованием устранения недостатков и вручить ее любому представителю продавца (потребителя). В магазине, например, таким представителем является любой продавец. При этом следует получить отметку о вручении, при отказе поставить такую отметку необходимо направить претензию заказным письмом с уведомлением по адресу продавца (производителя).
Образец претензии со всеми необходимыми реквизитами разработан и Вы можете им воспользоваться.
Претензия продавцу (производителю) — СКАЧАТЬ
Необходимо отметить, что если незаконными действиями продавца (производителя) нарушаются не только Ваши права, но и имеется угроза причинения вреда здоровью или жизни других потребителей (например, продажа просроченных продуктов питания) можно обращаться в государственные органы сразу, не тратя время на написание претензии продавцу.
На нарушения прав потребителей жалобы (заявления) могут подаваться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), ГЖИ, органы полиции.
Роспотребнадзор подаются жалобы на действия (бездействие) продавцов и производителей, которые могут представлять угрозу жизни и здоровью потребителя (некачественные продукты, нарушение санитарных требований при оказании услуг на объектах общественного питания, несоблюдении санитарных требований к качеству коммунальных услуг). Если в двух словах – по всем вопросам, связанным с качеством товара, способного причинить вред здоровью человека.
Порядок подачи, способы и формы жалоб в Роспотребнадзор представлены в разделе ЖАЛОБЫ В РОСПОТРЕБНАДЗОР.
В ФАС можно подавать жалобы, связанные с нарушением прав потребителей недобросовестной рекламой товаров и услуг. Так, при несоответствии параметров товара или услуги, заявленных в рекламе, действительным, указанная служба имеет полномочия на проведение проверки и привлечение рекламодателя к административной ответственности.
Порядок подачи, способы и формы жалоб в Федеральную антимонопольную службу представлены в разделе ЖАЛОБЫ В ФАС.
В Государственную жилищную инспекцию (ГЖИ) подаются жалобы потребителей, связанные с нарушениями требований жилищного законодательства и законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства управляющими компаниями, поставщиками коммунальных услуг.
Порядок подачи, способы и формы жалоб в ГЖИ представлены в разделе ЖАЛОБЫ В ГЖИ.
В ОРГАНЫ ПОЛИЦИИ следует обращаться в случаи совершения в отношении Вас продавцом (производителем) мошенничества. То есть, продавец заведомо хотел завладеть Вашими деньгами путем обмана посредством продажи товара или оказания услуги.
Обратиться нужно в дежурную часть любого отделения полиции (заявление у вас обязаны принять), но лучше обращаться в отделение, на чьей территории совершено мошенничество. Заявление пишется на имя начальника подразделения полиции. В нем указываются все обстоятельства совершенного мошенничества, просьба провести в соответствии со ст.140, 141 УПК РФ проверку и при наличии состава преступления, предусмотренного ст.159 УК РФ, возбудить уголовное дело.
В случае непринятия перечисленными выше органами возможно обращение в органы прокуратуры путем подачи соответствующей жалобы (заявления). Как правильно подать жалобу в прокуратуру разъясняется подробно в разделе ЖАЛОБЫ (ЗАЯВЛЕНИЯ) В ПРОКУРАТУРУ.
Следует отметить, что большинство проблем, связанных с нарушением прав потребителей все же в конечном итоге приходится разрешать в судебном порядке, путем подачи искового заявления.
Данный ресурс не выполняет задачи, связанные с подачей исков в суд и разрешением судебных споров, но следует отметить, что судебный процесс позволяет в случае грамотного сбора доказательств не только решить проблему, вызванную нарушением прав потребителя, но взыскать компенсацию с недобросовестного продавца (производителя). Для этого представляем краткую ПОШАГОВУЮ ИНСТРУКЦИЮ по подготовке к подаче иска в защиту прав потребителей в суд.
ИНСТРУКЦИЯ по иску в защиту прав потребителей — СКАЧАТЬ
В заключение нельзя не отметить практически стопроцентную бесполезность попыток защиты прав потребителей товаров и услуг, полученных через Интернет.
В настоящее время правоохранительные органы буквально завалены заявлениями об обманах при покупке товаров через Интернет (от получения некачественных товаров до откровенного мошенничества), но результаты привлечения к ответственности «продавцов» отсутствуют, причем в большинстве случаев по объективным причинам (невозможность установления владельцев Интернет ресурса, получателя денежных средств за товар и т.д.).
Поэтому, не рекомендуем тратить свое время и силы на попытки добиться справедливости в таких делах, лучше проявить осторожность при покупке товаров и получении услуг через Интернет.